семьи имеющие детейУчёба и работа

Помощь в учёбе, обучении, получении тайных знаний, а также получении хорошей работы
кулакова н.
 семьи имеющие детей

Сообщение кулакова н. »

1. Понятие, характеристика и цели государственного развития социального обеспечения семей с детьми
1.1. Понятие социального обеспечения семей с детьми и его характеристика на современном этапе

Сегодня, в отсутствие нормативного определения в российском законодательстве понятия «социальное обеспечение» существует множество научных определений. Разностороннее понимание социального обеспечения указывает на особую значимость социального обеспечения для государства, общества, отдельного человека, а также иллюстрирует многогранность данного понятия.
Доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Мачульская Е. Е. формулирует понятие социального обеспечения в экономическом смысле: «социальное обеспечение - это сложная система экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисемейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказание бесплатных медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств».
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Галаганов В. П. дает следующее определение социального обеспечения: «социальное обеспечение - это регулируемая нормами соответствующих отраслей права совокупность общественных отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, медицинской и социальной помощью, льготами при наступлении старости, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, предусмотренных законом за счет специально предназначенных для этого средств внебюджетных фондов социального страхования и бюджетных ассигнований».
Сулейманова Г. В.(кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского, процессуального и трудового права юридического факультета Южного федерального университета) определяет социальное обеспечение как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски) .
Доктор юридических наук Буянова М. О. понимает под социальным обеспечением форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества .
Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:
Первый критерий - источники финансирования.
В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет:
1) специальных внебюджетных фондов: Фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации;
2) средств государственного бюджета;
3) региональных бюджетов: республиканского и территориальных фондов социальной поддержки
населения.
Второй критерий - круг лиц, подлежащих обеспечению.
Таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица; имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; Герои Советского союза и России и т. д.
Третий критерий - условия предоставления обеспечения.
Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой.
Четвертый критерий - цель предоставления обеспечения.
Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.
Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.
Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.
Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:
- государственные пенсии (трудовые и социальные);
- пособия;
- льготы;
- натуральное обеспечение;
- социальное обслуживание.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

1.2. Правовое положение семей с детьми в Российской Федерации
Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь по российскому законодательству выражена в следующих формах:
- денежные выплаты;
- услуги;
- льготы.
Пособия, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества.
Самым первым законом, который установил единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, стал Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , который в конце прошлого года был существенно изменен в плане повышения пособий, их ежегодной индексации и установлении значительных выплат при рождении первого ребенка, для семей находящихся в трудном материальном положении.
Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Никаких других нормативных актов, по улучшению социального благополучия семей, имеющих детей не предпринималось до 2006 года. В это время была принята кардинальная попытка повысить уровень демографической ситуации в стране, существенной материальной поддержкой семей, родивших второго ребенка, за счет средств федерального бюджета. Был принят Федеральный закон № 256-ФЗ, предусматривающий дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей . Данный закон установил единовременную материальную поддержку в размере 256 000 рублей, при рождении второго или последующих детей. В дальнейшем это сумма повышалась в процентном соотношении с ростом инфляции и на сегодняшний день составила 453 000 рублей и была заморожена до 2021 года.
Материальная помощь, по данному закону могла быть использована лишь в трех случаях, это на улучшение жилищных условий, на образование ребенка и на пенсию матери. С момента принятия Федеральный закон № 256-ФЗ, до конца 2017 года не изменялся, а лишь индексировался, и должен был прекратить свое действие с начала текущего года. Но правительство отметило положительное действия закона на улучшения демографической ситуации. Так коэффициент рождаемости на момент введения родовых сертификатов составлял 1,3, то к 2013 году он вырос до 1,7. А в 2016 году составил уже 1,76 . Поэтому сейчас список возможностей использовать средства материнского капитала значительно расширились.
Это два основных закона, которые действовали до 2017 года. В мае 2017 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» , который стал продолжением программа под названием «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» . В рамках этого Указа, государство выделило шесть основных направлений в отношении социальной поддержки семей, имеющих детей, это:
- продление действия программы материнского капитала;
- ежемесячные денежные выплаты при рождении первого ребенка,
- софинансирование регионов по выплатам пособия на третьего ребенка;
- льготная ипотека;
- повышение качества детской медицины;
- приравнивание прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, от чего и зависят все категории субсидирования и назначения льгот
Показатель естественного прироста населения, является одним из основных элементов развития экономики страны. Новый подход государственной поддержки семей с детьми должен положительно повлиять на демографическую ситуацию в стране.


2.1 Государственные пособия и другие социальные выплаты семьям с детьми
Конец 2017 года ознаменовался изменениями в социальной политике, а в частности повышением размеров пособий и новыми выплатами для семей имеющих детей. Ведущие лидеры государства признали, что Россия вновь столкнулась с демографическим кризисом и для решения этой проблемы нельзя оставлять без изменения те пособия на детей, которые существуют, поэтому стало необходимым изменить подход на способы поддержки семей с детьми в социальном плане. Еще в ноябре 2017 года президент Владимир Путин объявил, что с января 2018 года в России появится сразу несколько новых мер поддержки семей с детьми. Эти изменения позиционировались как «перезагрузка политики демографического развития». Ведь много лет подряд в этой области не было никаких изменений. А все последние годы политика социальная помощь семей с детьми базировалась на программе материнского капитала за второго ребенка и дополнительных выплатах, направленных на поддержку многодетных семей.
По громким заявлениям в 2018 году стали должны быть существенно повышены детские пособия, должны появиться совершенно новые ежемесячные выплаты на детей до 1.5 лет в размере прожиточного минимума (в среднем около 10000 рублей в месяц) — при рождении первого ребенка и в виде ежемесячных выплат из материнского капитала наличными на второго и последующих детей. Также будет не только сохранена, но и расширена каждомесячная выплата при рождении третьего ребенка до 3 лет в регионах с низким коэффициентом рождаемости, к списку которого добавляются еще дополнительные субъекты Российской Федерации.
Но все эти блага распространяются только на малоимущих, многодетных, и только на тех, чьи дети появились в 2018 году, поэтому все эти льготы и новеллы в законодательстве будут рассмотрены в отдельных параграфах представленной работы. Необходимо выявить какие именно пособия и другие социальные выплаты предоставляет государство семьям, имеющим детей.
На основании Федерального Закона №81-ФЗ, принятого еще в 1995 году, следует выделить следующие виды пособий имеющим детей :
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Расчет этих пособий всегда велся из учета заработной платы женщины, если она работала до декретного отпуска, или из расчета минимального размера оплаты труда на текущий период, если женщина не работала.
Какие изменения произошли с 2018 года, и действительно ли законодатели направили политику в сторону улучшения по отношению к семьям имеющим детей?
Самое важное событие в 2018 году, это то, что наконец то был принят Федеральный закон №421-ФЗ, по которому с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда для трудоспособного населения будет доведен до 85%, а с 1 января 2019 года до 100% .
Замечу, что начина с 1991 года МРОТ всегда был на много ниже прожиточного минимума, а от этого зависит и заработная плата и пенсии, и пособия и т.д.
Соответственно, в результате этого увеличения, как следствие будет расти и минимальный размер пособий на малолетних иждевенцев по социальному страхованию, выплачиваемых работающим гражданам из Фонда социального страхования (ФСС) — пособия по беременности и родам и ежемесячного по уходу за ребенком до 1.5 лет.
Вторым важным моментом, стал Федеральный закон от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, который установил одинаковый порядок увеличения выплат в сфере социальных категорий .
До этого закона, социальные выплаты регулировались множеством различных нормативно-правовых актов, такими как «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», о соцзащите граждан, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (в части пособия по уходу за ребенком до 3 лет) и др. Было сложно разобраться на какие льготы и кто может претендовать, так как среди этого множество законов, действовали так называемые региональные положения, коэффициенты и т.д.
Согласно принятому нормативному акту № 444-ФЗ, величина выплаты пособия на малолетнего иждивенца будет повышаться ежегодно с 1 февраля на размер произошедшей инфляции за предыдущий год. В текущем году, по данным Росстата инфляция за 2017 год составила 3.2% . м
Казалось бы, положительная динамика наметилась в отношении социальной финансовой помощи семья с детьми, и дополнительные пособия, и ежегодное увеличение пособий, в зависимости от роста инфляции. Но так ли это? Почти каждый человек заметит, что официальные данные Росстата по инфляции, по крайней мере, уж если не искажены, то значительно занижены. Если в среднем пособие на ребенка составляло от 5 000 до 7 000 рублей, то повышение его на 3,2% в среднем составит 160 – 210 рублей, не так это и много.
Нельзя сказать о значительном повышении пенсий по инвалидности и по потере кормильца, они вырастут с января текущего года на 3,7% , а в апреле произойдет увеличение еще на 0,4%, то есть общее увеличение составит 4,1 % .
Не стоит надеется на повышение региональных социальных выплат, в текущем году произойдет чисто техническое индексирование. Повезло только одному региону страны, это Москве. Где мэр города кардинально подошел к изменению размеров социальных выплат, и увеличил их в два раза. В частности они затронут малоимущих, многодетных семей и семей с детьми-инвалидами .
Таким образом, из вышеприведенного анализа, можно сказать, что направление деятельности Правительства, не увеличить бюджет на социальную помощь в целом, а сократить его. Ведь парадоксально, что большая часть бедных в Росси – это работающие люди, имеющие детей. Поэтому цель Правительства вести борьбу с бедностью среди работающих, дать им возможность больше зарабатывать.
Данное повышение минимальных декретных пособий работающих граждан, не потребует дополнительных бюджетных средств, а будет финансироваться из внебюджетного фонда, который состоит из отчислений работодателей с фонда оплаты труда, то есть это выплаты на обязательное социальное страхование работников .
Таким образом, что бы государству не платить два раза, в России планируется создать такие условия, чтобы трудоспособное население с детьми, зарабатывали хотя бы целый МРОТ, и это будет возможно только с 2019 года, в текущем же году значительного повышения заработной платы мы не ожидаем, так как МРОТ повысится только до 85% от прожиточного минимума.
Итак, проанализируем рост выплат пособий с 2018 года. Как было отмечено выше, по официальным данных Росстата общегодовая инфляция за 2017 год составила 3,2%. Поэтому индексация социальных выплат соответствует коэффициенту в размере - 1.032. Данный коэффициент индексации детских пособий и иных социальных выплат, повышение которых началось в текущем году производится в соответствии со ст. 1-11 федерального закона от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ по единому порядку с 1 февраля . А с 1 января коэффициент индексации утвердили отдельным Постановлением Правительства «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» .
Кроме этого, чтобы посчитать новый размер минимального и максимального пособия по социальному страхованию выплачиваемых ФСС, необходимо еще учесть два показателя изменившихся в 2018 году, это МРОТ и предельную величину базы для исчисления страховых взносов в ФСС. Так :
- минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — повысился с 7800 до 9489 рублей;
- предельная величина базы для исчисления страховых взносов в ФСС — в 2018 году повысилась с 755 до 815 тыс. рублей.
Исходя из этой минимально необходимой информации можно рассчитать размер пособий на детей в 2018 году с учетом запланированной на 1 февраля индексации. Необходимо отметить, что ко всем выплатам приведенным ниже применяются районные коэффициенты, на которые умножаются федеральные размеры детских выплат. Но данное положение будет распространятся только на те сумм, которые будут выплачиваться с 1 февраля 2018 года:
1. Разовое пособие при рождении малыша в текущем году будет составлять одинаковую сумму хоть для первого, хоть для второго и т.д. До этого сумма на первого ребенка составляла 7 000 рублей, на второго 15 000 рублей. Эта выплата имеет разовый характер, ее можно как раньше будет получить в течении шести месяцев, после рождения ребенка. Эта выплата одинакова для всех, и для работающих и для безработных. Выплату может получить один из родителей или опекунов. Работающие оформляют ее через работодателя из ФСС, а неработающие - в органах Соцзащиты населения и получают ее из федерального бюджета:
- так с 1 января текущего года она составит 16350,33 рублей ;
- а с 1 февраля текущего года, после проведения второй индексации, то есть с учетом 3.2% - 16873,54 рублей ;
В случае если один или же оба опекуна малыша трудятся (или служат), то пособие оформляется по месту работы. Оформить выплату через Соцзащиту по месту регистрации родителей (а еще по месту службы для военнослужащих или же фактического проживания) семье возможно лишь только в том случае, если оба опекуна не трудятся или не обучаются.
Процедура оформления документов для пособий упрощается, в том случае если законный опекун у малыша единственный (то есть оформляется оно матерью-одиночкой или же отцом, воспитывающим малыша без мамы, которая погибла или лишена родительских прав). В данном случае не потребуется давать справку о неполучении пособия вторым опекуном.
Другие существующие пособия в результате появления малыша на свет, которые выплачиваются разово, может получить только мама малыша. Такие выплаты, как правило, оформляются до появления ребенка на свет и положены только женщине, которая до родов работала. Это такие выплаты как декретные, оформляются на сроке 28 или 30 недель беременности.
В добавок, к выплатам по беременности и родам можно получить маленькое разовое пособие, если беременная женщина встала на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности, то есть до 12 недель беременности:
- с 1 января текущего года оно составит 613,14 рублей;
а с 1 февраля повысится до 632,76 рублей.
Эта выплата касается только работающих женщин. Для этого нужно предъявить больничный лист и справку с женской консультации о постановке на учет до 12 недель.
На основании законодательства, субъекты Российской Федерации имеют право изменять данные выплаты, но только в сторону увеличения. Это зависит от финансового состояния субъекта. Это могут быть и денежные выплаты, и натуральная помощь. К примеру, в столице, при появлении на свет у супружеской четы, возраст которой не выше 30 лет, второго или последующего ребенка, полагается подарок, в виде денежной суммы в 100 тысяч рублей . А с 2018 года презентуется еще короб с приданым для малыша из 44 предметов.
В Республике Мордовия при рождении ребенка выплачивается дополнительное единовременное пособие в размере 1 000 рублей .
2. Следующие изменения коснулись выплат на детей в возрасте до полутора лет. Это второе ведущее пособие федерального уровня, после разового при появлении малыша. Здесь необходимо разделить выплаты на несколько категорий: это выплаты работающим, неработающим, за первого, второго и последующих детей. Это пособие может быть начислено любому из родителей.
К сожалению, в нашем государстве, даже работающие и хорошо зарабатывающие до декретного отпуска женщины, не могут быть уверены в обеспеченности своих детей. Так как рассчитывать на хорошее декретное пособие не приходится. Как и в прошлые годы, размер декретных выплат ограничен 40 процентными выплатами от средней заработной платы за два последних года. В общем то не такая и плохая сумма при зарплате например в 100 тысяч рублей. Но нет, законодатели эти 40 % не просто установили, они еще наложили на них максимальную сумму, не более 24536,55 рублей .
На мой взгляд, не справедливое решение, государство не собирается повышать пособие на детей в случае, бедности, но и не дает шанса на получение достойных выплат во время декретного отпуска. Ведь не всегда дети растут в полной семье, зачастую женщина решается на этот шаг без мужа, возможна и потеря кормильца.
В том случае, если женщина заводит ребенка, будучи безработной, или студенткой, закон устанавливает предельный минимум декретных пособий в возрасте до полутора лет:
- после 31 декабря 2017 года на первого ребенка каждый месяц безработная женщина или студентка будет получать 3065,69 рублей в месяц, а за второго или последующих 6131,37 рублей в месяц;
- с 1 февраля 2018 года, как было отмечено выше, ежегодно будет проводится перерасчет этих выплат, с учетом прошлогодней инфляции, по данным, которые предоставит Росстат. И эти суммы в этом году составят 3163,79 и 6327,57 соответственно. Это касается пособий, которые оформлялись до 2018 года;
- если же пособия оформляются с 1 января текущего года, для работающих женщин, чей заработок был не высокий, этот размер на первого ребенка составит 7679 рублей, на второго и последующих 15358 рублей;
- а если пособие оформляется с 1 февраля текущего года, его размер не должен быть меньше 7925 рублей, 15849 рублей соответственно.
На мой взгляд, не справедливо, что данные изменения не имеют обратный характер. Получается, если женщина ушла в декретный отпуск в 2017 году, и ее средний заработок составлял около 40 000 тысяч рублей, то ее пособие будет составлять 15 000 рублей. А женщины уходящие в декрет с 1 февраля 2018 года, за второго ребенка получит более 150000 рублей, не зависимо от того какой был ее средний заработок.
Законодатель в данном случае руководствуется МРОТ за предыдущий год, и установленный МРОТ с 2018 года.
Отдельной строкой в данном случае идут женщины военнослужащие и женщины военнослужащие уволенные в запас. Здесь выплаты не делятся на первого ребенка или на второго и последующих, а начисляются фиксировано:
- с 1 января это 12262,76, а с 1 февраля 12655,17 ежемесячно. Это минимальная сумма. Выплаты могут быть больше, в зависимости от денежного довольствия, но так же как и у гражданских лиц в размере 40% и не превышающих 24536,55 рублей.
Следует отметить, что пособие на детей, в возрасте до полутора лет может получать любой из родителей, пожелающей остаться в декретном отпуске, или работающие бабушка или дедушка. Тогда размер пособия будет рассчитываться исходя из доходов того члена семьи, который оформится в отпуск по уходу за ребенком. В любом случае, при оформлении отпуска до полутора лет, второй супруг должен предоставить справку, что по месту работы ему не начисляется пособие по уходу за ребенком.
Все пособия оформляются или по месту основной работы, а в случае отсутствия таковой в органах социальной защиты.
На мой взгляд для улучшения демографической ситуации в стране необходимо поддерживать семьи с детьми, а многодетные семьи должны получать дополнительные выплаты в не зависимости от того являются ли они малоимущими или нет. Но к сожалению и на этот раз, законодатель не счел нужным установить обязательные выплаты за третьего ребенка, а лишь в случае их нуждаемости. Выплаты так и остались не фиксированными, а в зависимости от состоятельности региона, так как рассчитывается она на основе софинансирования федерального и местного бюджетов, что в процентном соотношении составляет 30 на 70 процентов соответственно. Конечно же, не все регионы могут заложить такие суммы в бюджет. Например, Республика Мордовия считается дотационной, так как ничего не производит, соответственно и выплаты минимальные.
Таким образом, это денежное пособие выплачивается тем многодетным семьям у кого доход на каждого человека не превышает прожиточный минимум и колеблется эта сумма начиная от МРОТ с 9824 рубля как в Республике Мордовия до максимальной в Ненецком автономном округе в размере 20849 рублей. Кроме этих выплат любой субъект Российской Федерации по своей инициативе может дополнительно выплачивать определенную сумму как например это сделали в Башкортостане, это плюс 3000 рублей ежемесячно.
Таким образом, не смотря на всю активность, происходящую сейчас вокруг социальной политики в отношении материнства и детства, наглядно прослеживаются существенные недостатки, а именно:
- мизерная прибавка пособий на детей в размере 3,2 %;
- изменения не касаются женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком с 2017 года;
- неизменным осталось положение по размеру выплат пособий на детей в возрасте до полутора лет работающим женщинам. На мой взгляд, необходимо пересмотреть 40 процентное ограничение от средней заработной платы, а тем более убрать границу максимума в выплатах;
- не затронутым остался вопрос об увеличении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до трех лет. Я считаю, необходимым внести поправку в нормативные акты по выплатам на детей не до полутора лет, а до трех. Это самый большой пробел, дело не только в отсутствии ясельных детских садов, а в недопустимости отрывать ребенка от матери в младенческом возрасте. И крайне не правильно оставлять матерей в декретном отпуске, но без выплаты хотя бы минимального пособия. Изучив положения семей в государстве, мы видим, что 50 % семей являются не полными, и без алиментов. Как можно вырастить полноценного ребенка, если отдать его на воспитание или в детский сад или няне;
- необходимо уменьшить нагрузку на местный бюджет по отношению выплат на третьего и последующих детей, так как доход регионов разный, в результате чего выплаты становятся минимальными. А также предусмотреть выплаты просто многодетным семьям, а не малоимущим, тогда это действительно политика направленная на положительную демографическую динамику страны.

3 Основные направления развития государственной социальной политики в отношении семей с детьми
3.1 Анализ федеральной программы «Десятилетие детства»

Главными приоритетами государства в области социальной политики несомненно должна быть забота о будущем поколении. Изменения принятые президентом страны в плане социальной политики называют историческим событием. Одним из направлений в этом является Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» . Следует отметить, что неоднократно поднимались вопросы о заботе детей со стороны государства. Начало этому положил Б.Н. Ельциным еще в 1995 году, который первым подписал Указ о создании программа под одноименным названием, которая стартовала в 2018 году. После Указа Б.Н. Ельцина об этой программе надолго забыли и лишь в 2012 году была запущена новая программа под названием «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» .
Следует отметить, что положительные результаты утвержденной стратегии все таки имеются, это в частности продление выдачи материнских сертификатов, создание реабилитационных центров, увеличение детских садов и новых школ, предоставление жилья молодым учителям в сельской местности, создание школ для одаренных детей, выдача грантов молодым ученым и т.д.
Запущенная программа, по сути, должна быть продолжением предыдущей. В своем Указе Президент дал задание Правительству РФ, совместно с Министерствами образования и науки, а также Министерством Социальной защиты, Министерством труда и занятости и Министерством внутренних дел, Министерством культуры, разработать план мероприятий к этой программе, но дал слишком маленькие сроки, не более трех месяцев. Почему именно десятилетие, и почему такие небольшие сроки, и можно ли написать программу касающуюся будущего государства попробуем разобраться.
На сегодняшний момент утвержден только План мероприятий до 2020 года , по которому ряд министерств и ведомств должны внести предложения проводимых в рамках Десятилетия. То есть, пока как таковой программы нет, никаких конкретных решений нет, а после плана необходимо вносить предложения в Государственную думу по принятию новых законов или указов Президента, поэтому никаких революционных событий пока не произошло, финансирование заложено, а план может остаться нереализованным.
Сам План Десятилетия разделен на одиннадцать разделов:
1. Мероприятия, направленные на развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей
2. Мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры детства
3. Мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни
4 Мероприятия, направленные на повышение доступности качественного образования детей
5. Мероприятия, направленные на культурное и физическое развитие детей
6. Развитие системы детского отдыха и детского туризм
7. Мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности детей
8. Мероприятия, направленные на обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства
9. Мероприятия, направленные на развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей
10. Публичные мероприятия
11. Организационные мероприятия
Проанализировав первый раздел Десятилетия, в мероприятиях, направленных на развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей мы видим, что в первых пунктах нет ничего кардинально нового, а подтверждаются принятые законы о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума, вторым пунктом идет уже принятое и известное на законодательном уровне продление действия выдачи материнского сертификата. В плане это звучит как подготовка предложений по продлению и развитию предложений материнского капитала, данные предложения должны быть представлены в третьем квартале 2018 года, которые должны представить четыре министерства: минтруд, минфин, минэконом развития, минстрой .
Третий пункт плана при его реализации был бы значительной помощью семьям, ожидающим ребенка. Направлен он на принятие списка товаров для новорожденного, который должен быть подарен каждой новоиспеченной матери. Такой вид социальной помощи начал действовать в столице с текущего года, и надо отдать должное мэру города Москвы, что это короб с приданым, из 46 предметов, который предназначен каждому новорожденному, не зависимо от того, в какой семье он родился, с достатком или в малообеспеченной. Согласно Плану Десятилетия, этот список, или как там обозначено, акция, должна быть разработана руководителями субъектов Российской Федерации совместно с ведущими производителями товаров для новорожденных. Скорее всего, мы снова столкнемся с тем, что данное благо уже отписано на финансирование субъектов, и подарки в регионах будут значительно отличаться, в зависимости от благосостояния региона. Да и в ближайшем будущем их мало кто получит, так как в плане это обозначено ни как обязательное социальное обеспечение, а как акция. А ведь акция может быть разовой, или для определенных лиц и т. д. Таким образом, от третьего пункта плана больших изменений ждать не стоит.
Так же не обещает ничего нового, по крайне мере для нашей республик и четвертый пункт первого раздела. Он направлен на расширение масштабов оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта и его приоритизация в системе мер государственной поддержки. Ответственным исполнителем, как и предыдущем случае является органы исполнительной власти субъектов. То есть здесь так же зависит от финансового благосостояния субъекта.
Остальные пункты раздела направлены на подготовку предложений о совершенствовании механизмов помощи многодетным малообеспеченным или молодым семьям, так же малообеспеченным в приобретении или строительстве жилья, или земельного участка. А так же последний пункт данного раздела, посвящен предложениям по усилению контроля за расходованием бюджетных средств.
Второй раздел программы направлен на планирование мероприятий, по развитию инфраструктуры детства. Сюда включены направления, касающиеся и дошкольного, и общего среднего образования в плане доступной, современной образовательной среды. А так же направления касающиеся отдыха. Но пока только на стадии докладов, и которые должны быть выслушаны только в 4 квартале 2018 года. Ответственные за доклады Правительство РФ и министерство образования и науки.
Другие направления инфраструктуры детства касаются развития сети дополнительного образования, одаренных детей и психологических центров, профессионального образования инвалидов.
Третий раздел касается медицинской помощи детям и формирования основ здорового образа жизни. Самый конкретный пункт, запланированный в этом разделе на первый квартал текущего года, в виде ведомственного акта касается в приведение нормативно-правовой базы медицинской реабилитации детей в единое соответствие с современными процессами.
И действительно это необходимо сделать, так как, не смотря на обязательное медицинское страхование и бесплатную медицинскую помощь, детям которым необходимо срочное медицинское вмешательство, а затем и постмедицинская реабилитация, не могут получить бесплатную помощь в нашем государстве, а вынуждены как говориться собирать деньги всем миром, через СМИ и т.д., и обращаться в платные клиники за рубежом.
И еще один пункт, касается принятия Федерального закона о расширении календаря профилактических прививок, намечен на первый квартал 2019 года.
Все остальные пункты плана выглядят в виде докладов, предложений, разарбтке пилотных проектов. Например, такие предложения как реконструкция детских поликлиник, строительстве перинатальных центров, мониторинг рождаемости и т.д
Четвертый раздел программы предполагает большой объем работы именно в сфере процесса обучения, это мероприятия, направленные на повышение доступности качественного образования детей. Здесь предполагается разработать новые государственные образовательные стандарты. Создание не менее тридцати сетевых школ по направлению инновационного развития. Планируется разработать комплекс мероприятий по вовлечению детей в программы проектирования будущего и предпринимательства. Проведение различных конкурсов по типу «Worldscilss». Внедрение дополнительных уроков информатики, применение в преподавании информационных систем.
На мой взгляд, недопустимо применять широко в системе образования методы проектирования, если посмотреть все учебники самой распространенной программы «Школа России», то начиная со второго класса детям необходимо создавать различные проекты. И задания выглядят так, используйте информацию интернет составьте проект «Мой город», «Моя семья», «Десятичные дроби» и т. д. Но ведь это попросту доклады, скаченные из интернет.
Конкурс профессионального мастерства «Worldscilss», это очень хорошая идея. Но если взять Республику Мордовия, и профессиональные учебные заведения, которые готовят специалистов рабочих профессий, которые и должны участвовать в этом конкурсе, то это невозможно по причине того, что все эти заведения переведены на местный бюджет, и последние лет десять на материальную базу Республика не закладывала ни копейки. Так как можно обучать профессионалов технического уровня на устаревшем оборудовании. Роме того, государственных предприятий в Республике нет, так где студентам можно осваивать практические навыки. Да и подготовка и участие в «Worldscilss», удовольствие не из дешевых.
Так же в этом разделе предлагается в школах ввести такой предмет, как «Семьеведение» или «Основы семейной жизни», только вот интересно, специалист в какой области должен преподавать такой предмет, и будет ли учитываться семейное положение этого специалиста.
Пятый и шестой раздел схожи в своем направлении, они посвящены культурному и физическому развитию детей, и развитию системы детского отдыха и детского туризм
К сожалению, все, что было утрачено в постсоветский период, в плане отдыха, теперь пытаются возродить. Так в программе предусмотрены направления поддержания проектов от частных инфраструктур по созданию оздоровительных центров, развития детско-юношеского туризма. Здесь так же ожидаются доклады, но ответственными в данном направлении являются субъекты Российской Федерации, поэтому предложений будет не много. Так как возродить детские оздоровительные базы отдыха или, тем более, построить их снова регионы просто не способны. Возьмем, например нашу Республику, только в Ичалковском районе существовало 4 детских лагеря, сейчас остался один «Орленок», который принадлежал и принадлежит ПАО «Электровыпрямитель». С момента существования лагеря до сегодняшнего дня там не построили ни одного нового здания, не сделали ремонт. По понятным причинам, завод не может вкладывать туда деньги, а Республике, по всей видимости этот балласт, в виде здоровья детей не нужен. Остальные три огромных лагеря просто исчезли, даже не осталось фундамента.
К сожалению, в этом вопросе, все, что касается разработке программ по развитию туризма и отдыха, ответственными являются Минобрнауки России Минкультуры РоссииРостуризм Минпромторг России, а что касается финансирования, то органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Понятно, что с такой политикой все останется на прежнем уровне. Необходимо разделить с учетом благосостояния субъекта Российской Федерации. Если регион ничего не производит и не добывает полезные ископаемы, откуда найдутся средства на базы отдыха, а привлечение частных лиц приведет к огромной стоимости отдыха, в результате большинство семей не смогут отправить ребенка на базу отдыха.
Седьмой раздел посвящен создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей в информационном пространстве. В этом разделе впервые на законодательном уровне, пусть пока и на уровне предложений затронули интернет пространство, которое с каждым днем занимает все большее место в жизни детей и подростков. Это и образовательный процесс, и творчество, и общение. Но все чаше интернет играет отрицательную роль в неокрепшей психики подростков.
Поэтому Министерство Внутренних дел предлагает принять закон о возможности моментальной блокировки доступа к сайту, где первоначально усматривается пропаганда суицидального поведения, склонение к суицидам несовершеннолетних, допроцедуры проведения экспертизы, с возможностью возобновления доступа к сайту в случае непризнания размещенной на нем продукции. А также, беспрепятственно получать информацию от интернет-провайдеров о пользователях социальных сетей, не в рамках уголовного дела, когда уже предотвратить преступление зачастую поздно, а в рамках любой проверки, до возбуждения уголовного дела. Кроме того, по мнению МВД назрела необходимость срочно внести в Уголовный Кодекс дополнительные статьи об ответственности за распространении недостоверной информации в сети интернет.
Восьмой раздел предусматривает мероприятия, касающиеся равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. То есть детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И действительно, следует кнкретно подойти к решению данного вопроса, так как все больше и больше случаев криминального характера происходит с детьми, которые попадают в приемные семьи. Остро назрел вопрос пересмотра некоторых законодательных актов, что и было отражено в данном разделе. Так предусмотрено внести изменения в Семейный кодекс в части конкретизации понятия «детское насилие», «жестокое обращение».
В Административный кодекс, по части применения и ужесточения системы административных мер воздействия и наказания в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей приемными семьями.
В Налоговый кодекс, в части предоставления налоговых льгот для приемных семей, многодетных приемных семей, семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.
Широко развернут вопрос по созданию единой системы органов опеки и попечительства, а так же профессиональных служб поддержки для приемных семей и контроль над ними.
Много мероприятий, по разработке положений в части жилищного вопроса для детей сирот. Это увеличение средств на предоставления жилья детям сиротам в возрасте до 23 лет. Проработка вопроса по предоставлению не только жилья, но и субсидий из числа детей – сирот.
Девятый раздел посвящен мероприятиям, направленные на развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей. Здесь широко уделен вопрос работы специальных служб с подростками. А в частности создание дополнительных психологических центров по работе с подростками и родителями, обязательные телефоны доверия. Разработка программы социальных служб по предотвращению суицида. Введение в образовательных заведениях дополнительных уроков психологии. Создание психологических служб в школах, а также в профессиональных учебных заведениях.
Действительно это необходимо, но образовательные заведения финансируются из местного бюджета, и снова вопрос упирается в деньги. Большинство учебных заведений нашей Республики не имеет в штате психолога.
Десятый и одиннадцатый разделы носит организационный характер реализации данной программы.
Таким образом, план мероприятий говорит о многих направлениях, уже закрепленных на законодательном уровне. Направления затронуты в качестве дополнительного образования, дошкольного образования, создание центров, учебно-методических организаций пока запланировано на уровне предложений или докладов, которые должны быть представлены в период с 2019-2020 годы.
Так же не изменилось процентное соотношение между субъектами и федеральным бюджетом в плане финансирования социальной сферы. Зачастую субъект не может финансировать образование, медицину. Ведь даже на Федеральном уровне при распределении бюджета, на последнем месте стоит образование и культура. И такие хорошие блага как подарки новорожденным предусмотрены в плане не как обязательная помощь в каждом регионе, а как акция.
Таким образом, Программа «Десятилетия детства» имеет много положительных моментов, но назвать ее глобальной в изменении социальной политики нельзя.
Во-первых, необходимо было учесть положительные моменты предыдущей программы.
Во-вторых, Программа не содержит единой стратегической концепции улучшения социальной политики, а лишь отраслевые направления, зачастую не соотносимые между собой. Она стала неким отражением видения социальной политики различных, не связанных между собой ведомств, поэтому и получилось, что каждое министерство предложило самое лучшее, но оно с друг другом не состыковывается. Например, Министерство здравоохранения бьет тревогу, в отношении ухудшения здоровья детей, из-за непосильной нагрузки в образовательных учреждений и чрезмерного использования мобильных средств, что привело к снижению зрения почти у 70% школьников. А Министерство образования, в свою очередь делает акцент на использование в обучении только электронных учебников, мобильной связи и дополнительных уроков не физической культуры, а информатики.
В-третьих, необходимо было провести дополнительное обсуждение Программы родителей, представителей школ, детских садов, профессиональных учебных заведений, медицинских работников, представителей из регионов и т.д.
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • семьи имеющие детей
    кулакова н. » » в форуме Учёба и работа
    0 Ответы
    1052 Просмотры
    Последнее сообщение кулакова н.
  • семьи имеющие детей
    кулакова н. » » в форуме Учёба и работа
    0 Ответы
    1125 Просмотры
    Последнее сообщение кулакова н.
  • семьи имеющие детей
    кулакова н. » » в форуме Учёба и работа
    0 Ответы
    1147 Просмотры
    Последнее сообщение кулакова н.
  • Ищу помощницу - няню для 2 детей.
    Ольга Александровна » » в форуме Помощь ЖЕНЩИНАМ!
    0 Ответы
    725 Просмотры
    Последнее сообщение Ольга Александровна
  • [bot] Материальная поддержка • Для семьи
    sponsors.win » » в форуме Материальная помощь
    0 Ответы
    612 Просмотры
    Последнее сообщение sponsors.win